История искусства - интересная штука. Услышала на лекции несколько интересностей. Поделюсь ^^

Итак, после революции в рамках убирания памятников царям и царским прихвостням собирались убрать памятник Минину и Пожарскому. Памятник спасло то, что кроме князя Пожарского там есть гражданин Минин - памятник не тронули, только перенесли в другое место (какое он занимает и по сей день), чтобы не мешал проводить парады на площади. Так вот, в процессе переноски поменяли и разворот памятника - теперь Минин указывал рукой на Кремль. И долгое время по ночам кто-то, оставшийся не пойманным и неизвестным, пробирался на территорию Кремля и писал на памятнике:
Смотри-ка, князь,
Какая мразь
В стенах кремлевских завелась!

Караулить памятник не стали - видимо, не было возможности. Надпись стирали, а она появлялась вновь и вновь, пока таинственный рифмоплет не перестал приходить сам.

Другая история, связанная с тем же временем, меня умилила и поразила. Это история демонтажа Триумфальных ворот, созданных в честь победы 1812 года.
В процессе разборки один из рабочих поднялся на верхушку, где была установлена скульптура. Здесь он заметил странный рычажок, который после нехитрых дерганий и прочих манипуляций открыл потайную нишу под статуей. Там лежал простой сундучок, внутри которого, бережно завернутые в обветшавшую ткань, лежали старинные инструменты и обработанная бумага с подробной росписью, каким инструментом что крутить/тянуть/etc., чтобы разобрать скульптуру. Кому из мастеров, живших около века назад, могло прийти в голову, что кому-то понадобится разобрать дело его рук? Что шевельнулось в его душе?.. Мы не знаем. Известно лишь, что все инструменты, с XIX века ждавшие своего часа, были использованы, а скульптура разобрана с ювелирной точностью и аккуратностью.

Вот такие маленькие тайны окружают московские достопримечательности, а их в Москве много...